(«La Croix», Франция)
Уже пятнадцать лет российский пенсионер борется за спасение седьмой буквы кириллического алфавита, использование которой не является обязательным
Фредерик Лавуа (Frédérick Lavoie)
В квартире Виктора Чумакова буква «ё» возведена в ранг идола. Даже его хомячки Ёшка и Ёрик служат почётным напоминанием важности седьмой буквы российского алфавита. «Мы – единственная страна со 103 ошибками в Конституции!», восклицает 77-летний историк, писатель и самопровозглашённый «главный ёфикатор» России. «Я патриот, и считаю, что защита языка должна быть одним из основных приоритетов государства». Этот надстрочный знак, который в 1783 году позаимствовали из французского языка московские издатели, «был тогда очень чувствительным политическим вопросом», уверяет он.
В 1995 году инженер на пенсии Виктор Чумаков отдал в издательство рукопись своей первой книги. Каково же было его удивление, когда ему предложили убрать из неё все «ё». Все дело в том, что по официальным правилам постановка точек над «ё» является факультативной несмотря на то, что произношение седьмой буквы российского алфавита заметно отличается от предшествующей ей и более распространённой «е».
Вопрос уважения
«В тот момент я понял, что должен этим заняться». Для Чумакова речь здесь идёт прежде всего об уважении к русскому языку. Немаловажно также и предотвращение возможных ошибок, хотя россияне прекрасно умеют (за исключением редких случаев) узнавать «ё» безо всяких точек. Четыре книги о «ё» и десятки писем в редакции и издательские дома – так Чумаков начал продвижение к своей цели. Результаты не заставили себя ждать. Ряд российских газет начали печатать «ё», тогда как парламентская комиссия по русскому языку (в неё, кстати, входит и сам Чумаков) выпустила три года назад постановление об обязательном использовании этой буквы в паспортах.
Поддержку пенсионеру оказали и два последних министра культуры, а президент начал использовать «ё» в публикуемых на его сайте официальных речах и заявлениях. В 2005 году в Ульяновске (родной город Ленина) появился даже памятник «ё»! Однако некоторые до сих пор сопротивляются. Как, например, «Российская газета». «Когда они публикуют законы, то автоматически убирают все «ё» с помощью специальной программы!», негодует бывший инженер. Раньше он подумывал о том, чтобы подать на газету в суд, но размер возможных судебных издержек заставил его отказаться от этих планов.
«Ё» – это целая история
Период с 1942 по 1953 год – настоящий золотой век «ё», возникший благодаря могущественному ценителю этой буквы, Иосифу Сталину. «Во время войны «Правда» начала использовать «ё», так как Сталин хотел избежать военных ошибок», рассказывает Виктор Чумаков. «Например, чтобы город Березовка не разбомбили вместо Берёзовки». После смерти вождя «ё» вновь ушла на второй план, и лишь отдельные писатели, в их числе Александр Солженицын, всегда настаивали на том, чтобы в их произведениях её сохраняли.
Противники «ё» объясняют свою позицию как эстетическими предпочтениями, так и просто ленью, объясняет Марина Королёва, ведущая лингвистической передачи «Говорим по-русски» на радиостанции «Эхо Москвы». Сама она входит в проблемные 4% россиян с буквой «ё» в фамилии, но при этом предпочитает, чтобы в тексте этих надстрочных точек не было.
Тем не менее, официальные документы – это уже совершенно другая история. Во время посвящённых «ё» выпусков программы радиослушатели не раз рассказывали ей о том, как им приходилось бороться с властями, чтобы подтвердить свою личность. «В Советском союзе проблем было меньше, так как частная собственность просто не существовала», считает Марина Королёва. Сейчас же две эти маленькие точки становятся серьёзным инструментом шантажа в руках нерадивых чиновников.
Взято с NNM.